Усадьба Замятина-Третьякова, XIX в.

Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине XVIII века при князе Петре Александровиче Меншикове. В 1806 году новый владелец, полковник Андрей Егорович Замятин соорудил к нему две симметричные пристройки, а после пожара 1812 года строение было восстановлено в расширенном и перестроенном виде, в ампирных формах, с главным фасадом, обращенным на Пречистенский (ныне Гоголевский) бульвар. Обновленный фасад получил типичный для построек той эпохи шестиколонный портик под треугольным фронтоном.

Далее усадьбой владели статский советник, камергер Дмитрий Михайлович Львов, а за ним почетная гражданка, купчиха Ольга Андреевна Мазурина. На ее средства в1854 г. было построено здание богадельни на соседнем участке при церкви Ржевской Богоматери. По завещанию Мазуриной, в 1871 г. владение перешло церкви и в том же году было продано купцу, потомственному почетному гражданину и коллекционеру, городскому голове (1877–81) Сергею Михайловичу Третьякову, за исключением небольшого участка с богадельней, отделившемуся в самостоятельное владение. В последующие годы главный дом усадьбы был перестроен по проекту зятя Третьякова, архитектора А.С. Каминского. Работы были завершены в 1873 году. Именно тогда главный дом получил декор фасадов, созвучный русско-византийскому стилю. Фасад по бульвару имеет симметричную композицию с равномерным ритмом полуциркульных окон и с двумя массивными башнеподобными ризалитами, завершенными палатками, по краям дома. Карниз в виде полосы небольших арочек придает зданию облик, сходный с постройками древнерусского зодчества. В боковых частях зодчий широко использует формы древнерусской архитектуры: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники и другие элементы. Особенно богато отделаны парадные залы, выполненные в разных исторических стилях: готическом, рокайльном и классическом.

Возле главного дома, с некоторым отступом, Каминский соорудил небольшое двухэтажное здание, соединенное с ним двумя переходами-галереями, предназначенное для художественной коллекции С.М. Третьякова.

На Пречистенский бульвар Сергей Михайлович переехал с новой женой. Первая жена, Елена Алексеевна Мазурина, с которой Сергей Михайлович был очень счастлив, умерла, оставив сына Николая, которого воспитывали его мать и младшая сестра. В 1868 г. Сергей Михайлович женился на Елене Андреевне Матвеевой. Крамской написал с нее картину «Лунная Ночь», которая висела в этом особняке до смерти хозяина, потом перешла в галерею. Детей у них не было. Здесь был гостеприимный дом с балами, приемами и концертами. В 1877 г. Третьяков стал Московским городским головой. Именно он был организатором торжеств в Москве в связи с открытием на Тверском бульваре памятника Пушкину. К заслугам Сергея Михайловича можно отнести и создание Московской консерватории. Он стоял у ее истоков, был директором Московского отделения ИРМО, с детства дружил с Николаем Рубинштейном. Именно его подпись стоит под купчей для Консерватории дома Воронцовых на Б. Никитской. Умер Сергей Михайлович скоропостижно в 1894 г., и смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Коллекция Сергея Михайловича присоединилась к коллекции старшего брата и была подарена городу в 1898 году под именем двух братьев.

После смерти Третьякова его дом на Пречистенском бульваре купил Павел Павлович Рябушинский, представитель могущественного купеческого клана, старший из семи братьев Рябушинских, политический деятель. В этих стенах в период с 1906 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.

После революции дом был национализирован. В 1917 г. в нем разместился Революционный трибунал, затем — Военная прокуратура, а после Великой Отечественной войны — отдел внешних сношений Министерства обороны СССР.

В 1987 г. здание передали Советскому фонду культуры, первым председателем правления которого стал академик Д.С. Лихачев. В феврале 1994 г. в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Уже в 1994–96 гг. была проведена реставрация, в процессе которой восстановили лепной декор и роспись плафонов перекрытия второго этажа, элементов ограждений лестниц, устроили мансарду в дворовой части центрального здания, а также отремонтировали стропильные конструкции флигеля и кладку стен перехода. Проект приспособления здания к новым условиям использования разработан институтом «Спецпроектреставрация» (научный руководитель Н.И. Сафонцева, автор проекта Т.В. Башкина). Российский фонд культуры удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.