Дом, начало XIX в.

У Плющихи, в бывшем Долгом переулке, находится одна из старейших деревянных построек Москвы, известнейший памятник московского деревянного ампира — дом коллежского советника Г.А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии.

Небольшой серый одноэтажный дом с мезонином, поставленный торцом к улице, был построен в 1818 г. Внимание притягивают многочисленные лепные украшения по выдержанному в благородных пропорциях позднего московского классицизма фасаду: горгоны, пальметты, ихтиокентавры и затесненная между двумя ризалитами вертикальная ниша. Возможно, при строительстве использовался один из «образцовых фасадов», разработанных вскоре после пожара 1812 г. Комиссией для строений, возглавляемой О. Бове. На примере этого миниатюрного особняка с садом и дворовыми постройками можно понять уклад жизни небольшой дворянской семьи начала ХIХ в.

В 1847 г. дом перестроили: сломали заднюю часть дома с антресолями и выстроили новый объем, побольше прежнего. Еще через десять лет с западной стороны была пристроена галерея от парадного крыльца к линии переулка. С другой стороны была симметричная галерея с ложным входом, не сохранившаяся до наших дней.

В 1980-е гг. дом был прекрасно отреставрирован. Под слоями войлока и штукатурки обнаружили редчайшие, расписанные «по месту» ампирные бумажные обои — и на стенах, и на потолке. Роспись под дуб, гризайльные фризы, яркие букеты в углах плафона — такая интерьерная живопись выполнялась вручную, стоила очень дорого и украшала, как правило, богатые дома и дворцы. Тем неожиданнее она в рядовом московском особняке. Под обоями имеется подложка — бумажный слой из различных документов, написанных коричневыми чернилами. Скорее всего, это часть списанного архива Межевой канцелярии, где служил владелец дома. Отделить бумагу с живописью от подкладочного слоя реставраторы не смогли: это могло бы нанести обоям непоправимый вред.

Под деревянной лестницей обнаружили печку с яркими изразцами (кирасиры, чертополохи, различные орнаменты), на момент исследования заклеенную толстым слоем старых газет. Изразцы сохранились, видимо, при замене старых печей на новые, из белого кафеля, в середине XIX в. Старые, «вышедшие из моды» изразцы не выбросили, а использовали для облицовки незаметной печки под лестницей.

При реставрации были заменены полусгнившие стропила и балки перекрытия, укреплены стены подвалов, восстановлена утраченная оконная и дверная столярка.

Дом Палибина связан с именем Саввы Ямщикова — замечательного человека, историка, публициста, председателя Ассоциации реставраторов России, много сделавшего для сохранения русской культуры. Его дочь Марфа Ямщикова вспоминает: «Савва Васильевич очень уютно себя чувствовал в доме Палибина. И гостей всегда принимал в нем с радостью. “У меня в домике на Бурденко выставка открывается”, — так приглашал народ на очередную выставку».

В настоящее время в особняке располагается отдел пропаганды художественного наследия и выставочный зал ГНИИ реставрации.

улица Бурденко 23
Москва 119121 г. Москва
Посмотреть на карте