Дом культуры им. Русакова, 1927-1929 гг., арх. Мельников К.С.

Здание-шестеренка для Союза коммунальников стало всемирно известным памятником советского авангарда.

Этот клуб — признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек ХХ века. Здание в стиле «авангард» выстроено в 1927‑1929 годах архитектором К.С. Мельниковым почти полностью в соответствии с авторским замыслом. В то время как другие проекты клубов Мельникова были сильно изменены в ходе реализации, сам архитектор считал это здание своим наиболее значительным профессиональным достижением.

Клуб занимает очень тесный участок и имеет план секторной формы, совпадающей с формой небольшого зрительного зала. Внешние формы клуба напоминают часть шестеренки, что бросается в глаза с первого взгляда. Своеобразие здания стало причиной для критики его архитектуры, хотя таким образом Мельников остроумно ответил на запросы заказчика — Союза коммунальников. Он разместил, как и требовалось, зрительный зал на втором этаже, а первый этаж отвел под служебные помещения, умело скомпоновав их в общий объем.

На улицу свешиваются три консольных выступа, вмещающих в себя трибуны амфитеатра (их железобетонные конструкции были рассчитаны инженером В.В. Розановым). Мельников сделал такие подвешенные формы не только, чтобы увеличить места для зрителей, но и как отделяемые перегородками аудитории. Трансформация зала задумывалась как механизированная, решил эту задачу механик Н.И. Губин.

Вместимость зала можно было варьировать от 250 до 1300 человек, занимая только партер или произвольное количество трибун из трех нефов, по два независимых яруса в каждом (для 180‑ти человек). Пол партера имел слабый уклон и позволял легко убрать складные стулья, спроектированные архитектором. Средний ярус с плоским полом в первую очередь должен был использоваться для кружковой работы, так как отдельных помещений для занятий почти не было. Входные двери вели на цокольный этаж, а выход мог осуществляться прямо из зала – через наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами.

Зал был выполнен светлым, с узкими вертикальными окнами. Винтовая лестница установлена в глубине сцены в треугольной нише (именно она видна с заднего фасада в виде остроугольной кирпичной башенки). Отделка фасада была основана на чередовании трех типов поверхностей: красной кирпичной кладки и двухцветной штукатурки — серой и белой. Перила террасы, сделанные из газовых труб, первоначально были светлыми.

В 2012 году началась реставрация здания для использования его театром Романа Виктюка. Внешнему облику здания будет возвращен аутентичный вид с росписями торцов трибун, заметными издалека, а внутреннее убранство будет приспособлено под современное использование.