Друзья «Выхода в город»: фотоблогер Елена Крижевская рассказывает о любимых местах в Москве

«Выход в город» объединяет людей творческих и любознательных, посвящающих свободное время изучению Москвы. Мы сотрудничаем с историками и археологами, искусствоведами и фотографами, готовыми делиться своими знаниями о городе. И сегодня хотим познакомить вас с еще одним другом проекта – фотоблогером Еленой Крижевской (Instagram: elenakrizhevskaya), за чьими снимками с видами Москвы в инстаграме следит более 30 […]

«Выход в город» объединяет людей творческих и любознательных, посвящающих свободное время изучению Москвы. Мы сотрудничаем с историками и археологами, искусствоведами и фотографами, готовыми делиться своими знаниями о городе. И сегодня хотим познакомить вас с еще одним другом проекта – фотоблогером Еленой Крижевской (Instagram: elenakrizhevskaya), за чьими снимками с видами Москвы в инстаграме следит более 30 тысяч человек. Мы попросили Елену рассказать о себе и показать несколько любимых фотографий.  

Елена Крижевская, блогер:

Меня зовут Елена, по образованию я экономист, имею степень кандидата экономических наук – в общем, довольно далекий от истории или искусства человек, наверное, как большинство москвичей и гостей столицы. Долгое время я работала финансовым директором в крупной международной корпорации. Вместе со своей семьей я много путешествую и очень люблю фотографировать в таких поездках. Но однажды я поняла, что у меня огромное количество фотографий из разных стран мира, но не из Москвы. А ведь я очень люблю свой родной город! Мало того, я поняла, что мы мало изучаем Москву в сравнении с другими местами… А так хочется, гуляя по городу, знать хотя бы немного об истории красивых мест, домов и храмов. Я начала покупать книги о Москве, но просто читать мне было мало – мне нужно было видеть, а ещё лучше – фиксировать свои впечатления на фотоаппарат, почти как это делали импрессионисты. Мне нравится передавать через фотографию моё восхищение от увиденного места. Что для меня началось раньше – увлечение фотографией или историей города – сложно сказать. Эти две области прекрасно дополняют друг друга, заставляя меня развиваться и учиться. С каждым годом я люблю Москву еще больше, открывая для себя все новые и новые  уголки родного города. Своими фотографиями я признаюсь Москве в любви!

Хочу вам показать несколько своих любимых мест, а также немного про них рассказать:

Особняк Цветкова на Пречистенской набережной

dom-tsvetkovaПеред вами фото особняка русского мецената и коллекционера Ивана Цветкова на Пречистенской набережной, дом был совсем недавно отреставрирован. Построен он был архитектором В.Н.Башкировым в 1901 году для галереи работ русских художников. Меценат сам нарисовал расположение комнат, а проект попросил сделать русского художника Виктора Васнецова, который в течение двух лет сам следил за строительством. Дом был выстроен в древнерусском духе, посмотрите –  это же настоящий терем! Это то место, куда очень хочется попасть и посмотреть, что же там внутри… В 1909 году Иван Цветков передал свою богатейшую коллекцию в дар городу Москве. Такие люди меня восхищают!

 

Особняк О.П.Коробковой

dom-korobkova-2

Мне очень нравится этот особняк на Пятницкой. Он очарователен, особенно после реставрации. Построил этот дом в 1894 году архитектор Лев Кекушев для купца Трифона Коробкова. Знаете ли вы, что почти все дома, которые построил Кекушев, архитектор украшал фигурой льва или головой льва? Если приглядеться, то сверху на крыше, под ажурной решёткой мы увидим знаменитого кекушевского льва. Особняк декорирован в стиле модерн: тут и «модерновское» оформление крыши с активным использованием кованого металла для украшения, конечно же это и эркер – выдающееся окно над входом на втором этаже. Первый этаж фасада декорирован рустовкой. Мы видим также обилие скульптурных композиций на фасаде и один из самых характерных элементов стиля модерн –  «маскарон» – серьезную женскую голову над окнами первого этажа.

 

Ярославский вокзал

yaroslavskiy-vokzal

Недавно я узнала интересный и новый для себя факт, что в строительстве и оформлении принимал участие не только мой любимый архитектор Ф.О.Шехтель, но и, оказывается, не менее талантливый и известный Лев Кекушев. Дело в том, что Кекушев был любимым архитектором Саввы Мамонтова, одного из трёх владельцев первой русской частной железной дороги, и Савва, конечно, пригласил его для перестройки восточного крыла и перрона вокзала в 1895 году. А в 1904 году уже Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен существующий фасад, выполненный в неорусском стиле с элементами модерна. Обратите внимание на декоративные панно с растительными элементами, которые, по задумке архитектора, должны вызывать у нас ассоциации с народами Севера. Кто не был внутри, обязательно зайдите и осмотрите шикарно оформленный холл.

Доходный дом С.А. Щербатова

osobnyak-shherbatova

Перед вами доходный дом Щербатова С.А. (Новинский бульвар, 11). Дом был построен по проекту архитектора А.И.Таманова в 1911-1913 и представляет собой уникальный пример доходного дома, выстроенного в формах ампирной усадьбы. Дом действительно очень красив и даже выиграл конкурс того времени «самые красивые фасады домов». Нижние этажи сдавались, а верхние этажи (пентхаус на пятом этаже) главного дома предназначались для хозяина – художника и коллекционера князя Сергея Александровича Щербатова. Он хотел поселиться повыше, чтобы можно было видеть Кремль из окон своего дома. Дом Щербатова стал новым словом в архитектуре Москвы, так как предполагал устройство апартаментов хозяина дома в пентхаусе.

 

Петровский путевой дворец

petrovskiy-putevoy-dvorets

На фотографии фантастический потолок ротонды в Петровском Путевом Дворце. Он был построен по велению Екатерины II в 1776-1780 годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны архитектором Матвеем Казаковым на землях, принадлежащих Высоко-Петровскому монастырю. Именно поэтому дворец назван Петровским. В 1812 году Наполеон наблюдал из окон дворца за московским пожаром, после чего дворец был разорен. Восстановительные работы начались только при Николае II, при котором Джузеппе Артари расписал сферический свод ротонды в технике «гризайль». Согласитесь, и у вас тоже создаётся впечатление, что на потолке лепнина, а не роспись!

 

Особняк П.П. Смирнова

dom-smirnova-lestnitsa

Перед вами парадная лестница особняка П.П.Смирнова на Тверском бульваре, 18. Дом упоминается впервые в Московских архивах ещё в 1759 году. В 1901-1905 годах дом был реконструирован гениальным архитектором эпохи модерна Фёдором Шехтелем. Про этот дом и про интерьеры напишу позже, а вот про лестницу, спроектированную также Шехтелем, хочу сказать отдельно. Ее не показывают во время экскурсий, так как лестница служит входом в офисы Пенсионного фонда. Но мне очень повезло –  мне разрешили её посмотреть и сфотографировать.

dom-smirnova-zal

А это Романская гостиная, самая просторная и, на мой взгляд, самая эффектная из всех залов. Камин – это характерная особенность декора Шехтеля и доминанта этого зала. Сделан камин из гипса, так как под полом зала находится арка во внутренний двор дома и неукреплённые перекрытия не выдержали бы каменный камин. Интересным элементом декора является внешний балкончик в стиле модерн (именно его вы видите, гуляя по Тверскому бульвару). В связи с тем, что Шехтель по заданию заказчика не перестраивал особняк, а только декорировал его, на балкон нельзя выйти, он служит только для красоты. Дело в том, что сам особняк был построен в 18 веке и больше чем за сто лет его жизни культурный слой существенно вырос. Если бы архитектор сделал балкон на уровне пола второго этажа, то прохожие просто задевали бы его головами.

Особняк Викулы Морозова

vikula-morozov-1

Хочу показать вам красивый дом, где я побывала в рамках дней Всемирного наследия. Это особняк Викулы Морозова в Подсосенском переулке, 1. Сам дом был перестроен в 1879 году архитектором Михаилом Чичаговым. После смерти Викулы дом наследует его сын Алексей и приглашает Федора Шехтеля перестроить некоторые комнаты особняка. Перед вами лестница в готической гостиной, одной из комнат, перестроенной и оформленной Шехтелем. На фото видна часть камина, украшенная маской грешника, любимая декоративная деталь архитектора. На лестнице примостился гном с открытой книгой, на которой высечена надпись «Ars longa, vita brevis» – «жизнь коротка, искусство вечно».

vikula-morozov-2

Не так давно на одной из лекций по истории искусств я  узнала новое для себя слово –  Рокайль (это главный элемент стиля Рококо, напоминающий форму завитка раковины). Представьте, как я была удивлена, попав в «Рокайльную» гостиную в особняке Викулы Морозова. Эту гостиную декорировал Шехтель. Он спроектировал стеклянный электрический фонарь в потолке (люстры не было, её повесили позже). Чтобы поменять лампы в фонаре, в библиотеке над этой гостиной был специально сооружён особый стол, в центре которого  раздвигается шестигранник и открывается доступ к стеклянному фонарю.

Московский педагогический государственный университет

pedagogicheskiy-universitet-4

Перед вами атриум Главного корпуса МПГУ (Малая Пироговская улица, дом 1). Университет было построен в 1913 году, строил его архитектор Сергей Соловьев. Это был его последний проект, и архитектор воплотил в нем все свои идеи. Фасад получился таким красивым, что участвовал на конкурсе фасадов Москвы в 1913 году и занял второе место (первое место – фасад дома Щербатова, упомянутый ранее). Атриум стал жемчужиной университета благодаря стеклянной и очень красивой крыше, которую построил знаменитый инженер Владимир Шухов (в Москве осталось не так много полностью сохранившихся крыш Шухова, эта –  одна из них).

 

Киевский вокзал 

kievskiy-vokzal

Перед вами дебаркадер Киевского вокзала, построенный Владимиром Шуховым. На этой фотографии  очень хорошо виден объём дебаркадера, который состоит из 31 арки, его ширина 48 метров, высота 27 метров, а длина аж 321 м! Вся эта конструкция собиралась на земле прямо на территории вокзала. Заводы в то время (только началась Первая Мировая война) были заняты производством для военных нужд. А собрали дебаркадер очень быстро – всего за три месяца! До изобретения сварки все металлические конструкции скреплялись клепкой, и мы можем теперь по этой клепке определить, оригинальная ли конструкция или реконструированная в более позднее время. Например, на Киевском вокзале оригинальными остались только первые 4 арки, остальные были заменены во время реконструкции, так как подверглись за многие десятилетия сильной коррозии.

 

Дом Нирнзее

dom-nirnzee

А этой фотографией хочу вам рассказать об одном из первых Московских небоскребов. Это дом по проекту архитектора Нирнзее Э.К. в Большом Гнездиковском переулке, дом 10. В доме 10 этажей  и его ещё называли московским «тучерезом». Дом был построен в 1912-1915. Главный фасад дома украшен панно по рисунку А.Я.Головина. Вообще этот дом и особенно панно сложно рассмотреть из узкого переулка. Кусочек фасада хорошо виден только с Тверского бульвара – попробуйте его найти во время прогулки! Москвичи не привыкли к таким высоким домам и долгое время ругали постройку и самого архитектора, но со временем успокоились и даже стали приезжать прокатиться на лифте за 5 копеек –  ведь лифт в то время тоже был в новинку. Но особая прелесть этого дома – это его крыша. Зимой на ней устраивали каток, летом там гуляли, на ней даже умудрялись играть в футбол! На крыше одно время были устроены кафе, кинотеатр, картинная галерея. А только представьте, какие с неё открывались виды на город! Еще считалось, что воздух на крыше этого дома очень чистый, сравнимый с горным, поэтому сюда выводили на прогулку детей из детского сада, также расположенного в самом доме. Эту крышу мы все хорошо знаем по фильму «Служебный роман». К сожалению, сейчас на нее почти не попасть –  говорят, она в аварийном состоянии, – но однажды мне удалось там пофотографировать.vid-s-nirnzee

Высоко-Петровский монастырь

vyisokopetrovskiy-monastyir

Вид с колокольни на Высоко-Петровский монастырь. В сентябре монастырю исполнилось 700! лет, он был основан святителем Петром в 1315 году. После переезда митрополита Петра в Москву во времена Ивана Калиты началось укрепление Москвы как духовного центра Руси. Именно на территории монастыря в 1514-1517 был построен один из первых столпообразных каменных  храмов Москвы – храм святителя Петра.

 

Метрополь

metropol

Для Нижегородской выставки Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно. Одно из них – «Принцесса Греза». Панно были огромных размеров, и к ним очень неоднозначно отнеслась публика. Их несколько раз выносили и заносили в выставочные помещения прямо на глазах у Врубеля. В итоге Мамонтов взял и купил землю рядом с основным зданием выставки и построил там отдельный павильон только для двух панно Врубеля. Это был скандал! И этот скандал имел продолжение уже в Москве. Все вы знаете гостиницу Метрополь, на фасаде которой мы видим майоликовое панно «Принцесса Греза». Вот оно на фото. Начинал строительство гостиницы Савва Мамонтов. Но ко времени строительства фасада Савва Мамонтов был разорен и даже посажён в тюрьму. Его выкупили его друзья предприниматели, но все имущество Саввы к тому времени было распродано за долги. Осталась только Абрамцевская майоликовая мастерская. Надо сказать, что майолики в проекте гостиницы не было, но Савва Иванович, используя все свои оставшиеся связи и знакомства,  настоял, чтобы гостиницу (которая уже не принадлежала ему), украсили тем самым скандальным панно Врубеля, изготовленном в его мастерской. Мамонтов таким образом обеспечил своей мастерской рекламу в самом центре Москвы. Надо сказать, что после появления панно на Метрополе московские особняки стало модно украшать именно так и майоликовый декор из Абрамцева пользовался невероятной популярностью.